Сигвей

Сигвей (Segway) представляет собой двухколёсный транспорт, позволяющий передвигаться стоя и снабжённый электродвигателем. Нередко такое транспортное средство считают электрическим самокатом, а также сопоставляют с велосипедом и мопедом, но его создатели говорят, что сигвей является уникальным товаром, не имеющим каких-либо аналогов. 

Такое устройство может пригодиться в разных ситуациях. Его можно использовать для бытовых целей и в организациях, имеющих значительные площади. Также сигвей пригодится для тренировочных задач спортсменам и для экскурсионных поездок. 

Сигвей: история создания и особенности

Слово «segway» пришло из итальянского языка от «segue», означающего в переводе на русский язык «следовать за». По ещё одной версии, название компании-производителя и вида транспорта является сочетанием англоязычных слов: «segue» (на русском – «плавный переход») и «way» (на русском – «путь»). 

Впервые сигвей сделали в 2001 г. У его создателя Дина Кеймена ушло на изготовление почти 10 лет. Новое поколение сигвеев возникло в 2006 г. Улучшения затронули рулевую втулку: обновлённые модели отличались возможностью совершать повороты с помощью наклонов (качаний) руля, а не за счёт нажатия специальных клавиш. 

К главным достоинствам сигвея относят его бесшумное передвижение, лёгкость управления, компактные размеры и экологическую безопасность. По сравнению с мопедом и велосипедом, являющихся вытянутыми в длину, сигвей тоже имеет два колеса, но ему требуется меньше площадь. 

Сигвеи обрели большую популярность в Европе. В России они только начинают появляться. При этом на данный момент есть разногласия по поводу отнесения сигвеев к определённому типу транспортных средств. Поэтому в одних странах они отнесены к мопедам, в других - к велосипедам, в третьих – к мотоколяскам. В нашей стране, по решению ГИБДД, разрешают передвигаться на сигвеях исключительно по тротуарам без выезда на проезжую часть. 

Segway: устройство и принцип работы

Главная и наиболее важная особенность сигвея – наличие механизма самобалансирования. С помощью системы автоматической стабилизации происходит реагирование на любое изменение положения тела райдера, вставшего на платформу сигвея. От специальных датчиков соответствующие сигналы направляются в микропроцессор, управляющий моторами. При этом обрабатывается сигнал до 100 раз за 1 секунду. 

Для каждого колеса сигвея предусмотрен свой электромотор с мощностью в 2 л. с. Система управления дублируется и является очень надёжной. Для полной потери управляемости, потребуется остановка обеих систем, что практически исключается. 

Для начала движения необходимо наклониться вперёд. При этом с увеличением угла наклона повышается скорость движения. В случае отведения корпуса тела назад скорость снизится, сигвей остановится либо поедет назад. Повороты в стороны выполняются рулём. 

Как раз в связи с этим поездка на сигвее не предусматривает длительного подготовительного обучения, что является преимуществом такого транспорта перед альтернативными транспортными средствами. Достаточно минуты, чтобы разобраться во всех тонкостях поездки на сигвее. 

Источниками питания сигвея выступают два литиево-ионных аккумулятора, позволяющие преодолеть до 40 км без подзарядки (до 10 часов). Вес сигвея – до 45 кг. При этом он может перевозить райдера, весящего вместе с экипировкой и багажом до 140 кг. Предельная скорость движения – до 20 км/ч. 

Повышение скорости осуществляется плавным образом по нарастающей. Однако в случае достижения максимума скорости, сигвей автоматически начнёт притормаживать. Сигвей позволяет ездить по асфальту, по различным грунтовым дорогам и по внутренним помещениям за счёт мягких покрышек колёс. 

Устойчивость сигвея находится на очень высоком уровне, в связи с чем больше вероятность падения райдера с сигвея, чем самого транспортного средства. Чаще всего проблемы у водителей появляются в случае совершения резких поворотов на значительной скорости – в этом случае они могут не удержаться из-за инерции. Однако сам сигвей сохраняет своё вертикальное положение без каких-либо проблем. В связи с этим безопасно ездить на нём можно всем райдерам вне зависимости от их возраста – от подростков до пенсионеров. 

Подзарядка батарей сигвея осуществляется стандартным методом от любой розетки – аналогичным образом заряжают телефон, планшет либо ноутбук с блоком питания. Для полной зарядки потребуется до 8 часов. Однако можно воспользоваться возможностью обычной подзарядки. Ещё одним плюсом является автоматическая подзарядка аккумуляторов в случае спуска вниз при съезде с возвышенности. 

Разработчики отмечают, что используемые в сигвеях аккумуляторы позволяют 1000 раз их полностью зарядить, что достаточно для трёхлетней эксплуатации девайса в случае ежедневного его использования. 

Любой двухколёсный сигвей обладает своим уникальным электронным ключом, демонстрирующим степень зарядки, набранную скорость движения и иную полезную информацию, а также содержащий специальную систему для защиты от угона. 

Виды сигвея

Сигвеи современного типа бывают двух главных модификаций: городской (Segway i2) и внедорожный (Segway x2). Городской сигвей отличается уменьшенным весом и меньшими параметрами. В подобных моделях порой устанавливаются различные полезные аксессуары (сумка для багажа, подножка, задний фонарь и т.п.). Конечно, это увеличивает стоимость транспортного средства. 

В настоящее время отлажено серийное производство мини-сигвеев, которые являются более компактными и меньше стоят. Лидерами-производителями мини-сигвеев являются Китай и США. К мини-сигвеям можно отнести портативное транспортное средство AirBoard, созданное британской фирмой AirWheel и являющееся чем-то средним между традиционным сигвеем и скейтбордом. То есть этот сигвей отличается отсутствием рулевой стойки. 

В 2009 г. в Нью-Йорке создали двухместный сигвей PUMA, появившийся за счёт объединения усилий фирм General Motors и Segway. Его предназначение – соединить преимущества сигвея с достоинствами легкового автомобиля. Подобная мотоколяска обладает двумя колёсами, объединёнными одной осью, системой динамического балансирования, электромотором, работающим от литиево-ионных аккумуляторов, и сиденьем на двух человек. Скорость его движения – до 56 км/ч.